Логопед 

Кособудская Алла Владимировна-педагог высшей квалификационной категории

    График работы логопедического пункта ДОУ

 

Дни недели Время
Понедельник

Вторник

Среда

Пятница

8.00-12.00
Четверг  14.00-18.00
Четверг  17.00-18.00

Консультации для родителей

 

Артикуляционная гимнастика ” Веселый язычок”

 Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений. В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением речевого аппарата. Существуют разнообразные комплексы  артикуляционных гимнастик. Особый интерес вызывают «Сказки о весёлом язычке». В игре с детьми можно использовать разработки разных авторов и на их основе составлять свои, учитывая интерес и возможности своего ребёнка. Сочетание сказочного сюжета и разнообразных артикуляционных упражнений позволяет решать задачи по развитию необходимых для правильного произнесения звуков движений язычка, губ, мягкого нёба, активизировать мышцы, растягивать подъязычную уздечку, формировать речевое дыхание, развивать слуховое внимание.

Выполнение гимнастики занимает 5- 6 минут. Количество повторов одного упражнения для начала от 3 до 5 раз.

«Сказка о весёлом язычке»

Жил- был весёлый язычок. Однажды он проснулся, посмотрел в окно: вверх есть ли солнышко, вниз нет ли луж, направо, налево. Погода стояла чудесная и язычок решил, сейчас позавтракаю и отправлюсь на прогулку. Больше всего язычок любит кушать блины (- давай поможем ему месить тесто)- упражнение «Месим тесто» (открыть ротик, положить язычок на нижнюю губу и приговаривая пя-пя-пя похлопывать верхней губой по язычку), – упражнение «Блинок» (удерживать широкий язычок на нижней губе под счёт от 3до 5), упражнения чередовать. Кушать блины будем с вареньем (вопрос «каким?, или с «чем?»-сметаной)- упражнение «Вкусное варенье» (облизываем губы слева на право). Запил чаем из самой красивой чашки – упражнение «Чашечка» (рот открыть, загибать боковые края языка вверх, удерживать под счёт до 5). Было очень вкусно – щёлкаем языком, присасывая его к нёбу. Язычок позавтракал и отправился на прогулку. На улице было тепло, лёгкий ветерок качал деревья (поднимаем руки вверх, покачивая руками над головой, произносим звук ш-ш-ш; губки округляем, выдвигаем вперёд, зубки сомкнуты без напряжения «заборчиком»). Около дома были качели. Язычок сел на качели и стал качаться (широко открыть рот поднимать язычок за верхние зубки, опускать за нижние зубки). Потом, язычок решил покататься на велосипеде, но досада колесо спустило, поможем язычку накачать колесо- упражнение «Насос» (пальцы рук в замок, губы в улыбочке, язычок за нижними зубами, произносим звук с-с-с-с, имитируя качание насоса руками). Покатавшись на велосипеде, язычок решил пригласить друзей и сыграть в футбол – упражнение «Забей гол в ворота» (на столе поставить два кубика, на близком для начала расстоянии от ребёнка, из ватки сделать шарик; дуть на ватный шарик, не надувая щёк, загоняя шарик в ворота; воздушная струя должна быть непрерывной). Наш язычок хорошо погулял, проголодался и немного устал. Он отправился домой обедать и спать.

 «Язычок на прогулке»

Язычок решил отправиться на прогулку в лес. Дорога не простая, много препятствий. Перед дорогой надо подкрепиться. Выполняем упражнения «Месим тесто», «Блинок», «Вкусное варенье», «Чашечка». До леса язычок будет добираться на поезде, имитируем движение поезда руками, произносим ч-ч-ч-ч, шагом и постепенно переходя на бег перемещаемся по комнате. Остановка носиком вдыхаем и спокойно выдыхаем ртом. Вот и лес. В лесу высокие деревья, ветерок качает их, слышится шелест листвы (поднимаем руки вверх, покачивая руками над головой, произносим звук ш-ш-ш; губки округляем, выдвигаем вперёд, зубки сомкнуты без напряжения «заборчиком»). Давай послушаем какие ещё звуки слышны в лесу: -ой, кто это звенит з-з-з- комарик, давай поймаем комара (произносим звук з-з-з и хлопком рук ловим его прерывая звук). На пути ручеёк, пройдём по мостику (проходим между положенных на полу, близко друг от друга, верёвочек, сохраняя равновесие). Послушай, кто это стучит д-д-д- это дятел. Он высоко на дереве, делает дупло для белочки, стучит носиком вот так (открываем рот, поднимаем язычок за верхние зубки и постукивая кончиком языка за верхними зубами произносим д-д-д). Впереди поваленное дерево, надо его перешагнуть, на полу кубик или кирпичик, поднимая ногу делаем вдох носиком, перешагивая делаем выдох ртом. Язычок устал, присядем на пенёк отдохнуть. – Кто это шипит, произносим ш-ш-ш. Возле пенька проползает змея, нас увидела, подняла голову (поднимаем руку с собранными в щепотку пальцы, имитируем головку змеи) и зашипела ш-ш-ш. Язычок не стал обижать змейку и отправился дальше. Ж-ж-ж (произнося звук проводим рукой с собранными в щепотку пальцами вокруг ребёнка). Кто это? Жук. Как он жужжит. Имитируем жужжание жука (губы округляем, выдвигаем вперёд, зубки сомкнуты без напряжения «заборчиком», голосок усиливаем). Язычок вышел на полянку, там много цветов, как они пахнут (делаем вдох носиком, выдох ротиком)! А над цветами летают пчёлки и звенят з-з-з, жуки и жужжат ж-ж-ж. Язычку пора возвращаться. Он сел на поезд и отправился домой. Имитируем движение поезда ч-ч-ч или чух-чух-чух.

Развиваем речь  старших дошкольников  

(для родителей будущих   первоклассников)

Во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в  овладении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас.

Предлагаемые упражнения позволят сформировать у детей дошкольного возраста умение подобрать глаголы к существительным; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова; употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа; употреблять существительные, обозначающие эмоции и чувства; выделять предлоги в речи и придумывать с ними предложения; изменять слова с помощью приставки; образовывать краткую форму прилагательных; подбирать прилагательные и наречия в сравнительной степени; строить сложноподчинённые предложения; правильно произносить звуки.

Работая с текстами стихотворных упражнений, необходимо читать их детям не менее трёх раз. При чтении голосом и интонацией речевой материал, читайте медленно. Вопросы по содержанию помогут детям понять смысл содержания. Драматизируйте материал, вводите диалог.

1.Однокоренные слова.

Умение подбирать родственные слова большое подспорье в работе над безударной гласной.

Снегурочка

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала

И в гости снегирей ждала.

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала.

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замёрз

И радость людям всем принёс.

Вопросы и задания:

– Что делала Снегурочка в заснеженном лесу?

– Из какого снега можно лепить снежки?

– Что такое снегопад?

– Что изменяется в окружающей обстановке после снегопада?

– Почему люди радуются снегу зимой?

– Какое значение имеет снег для растений зимой?

– Назови( те) слова- родственники слова «снег»?

– какие ещё слова- родственники можно образовать от слова «снег»?

(Снегоход, снегоуборочная, снегопогрузчик, снегоступы, снежный, снежница-  талая вода на поверхности льда весной и снежная слепота от яркого снега, снеговик.)

 

Зимушка- зима

Зимушка- зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки слёзы,

Для зверей-  зимовьё

И под снегом-  озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтобы не мёрзли.

Вопросы и задания:

– О каких признаках зимы говорится в стихотворении?

– Какие ещё признаки вы знаете? Какие забавы знаете?

– Что такое озимь? (озимый посев, его всходы.)

– Объясните, что такое «зимовьё» или «зимовка»? (место, где зимуют люди или животные.)

– Какую зимнюю одежду носят люди? Чем она отличается от летней одежды?

– За что вы любите зиму?

– Нарисуйте зимний пейзаж. Расскажите о нём.

– Назовите слова- родственники слова «зима».

– Какие ещё слова- родственники можно образовать от слова «зима»? (зимовать, зимовщик, зимовка, зимостойкий, зимородок, предзимье.)

 

Где живёт мороз

Летом мороз в морозилке живёт.

Там он морозного утречка ждёт.

Чтоб не растаять, мороженное ест,

А на закуску- лёд, ягоды есть.

Вопросы и задания:

– Почему летом мороз живёт в морозилке?

– Как помогает людям мороз в быту?

– Что такое мороженное? Как его делают? Какое мороженное вы любите?

– какие продукты можно замораживать на зиму в морозилке?

– какие продукты постоянно хранятся в морозилке?

– Назовите слова- родственники слову «мороз».

– Какие ещё слова- родственники можно образовывать от слова «мороз»? (морозильник, Морозко, морозить, морозостойкий, морозоустойчивый, заморозки, морозец.)

 

Ледокол

Колет лёд ледокол

Через лёд он прошёл.

Не страшны ему и льдины,

Он их носом вмиг раздавит.

Путь ледовый он проложит,

Кораблям пройти поможет.

Вопросы и задания:

– Чем отличается ледокол от других кораблей?

– Почему кораблям надо прокладывать ледовый путь?

– Могут ли льды раздавить судно?

– Как вы думаете, какие по характеру люди работают на ледоколах в северных морях и Северном Ледовитом океане?

– Назовите слова- родственники слова «лёд».

– Какие ещё слова- родственники можно образовать от слова «лёд»? (леденец, леденеть, заледенелый, ледник, ледорез, ледоруб, ледостав, ледоход, ледышка, ледяной, ледянки.)